Любые отношения между людьми практически невозможны без ссор и конфликтов. Это неприятный аспект социальной жизни, но гораздо сложнее достичь прощения и примирения. Иногда после серьезного скандала создается впечатление, что восстановить контакт уже не удастся, хотя это не так. Процесс прощения в психологии может быть длительным и непростым, но, если приложить определенные усилия, можно восстановить разрушенные отношения.
Зачем нужно прощение?
Большинство религий в мире учат прощать обидчиков, но есть и те, кто оспаривает этот постулат. Даже в Библии существует противоречие между принципами «Око за око» и «Подставь другую щеку». Если говорить с точки зрения психологии, то мнение специалистов однозначно – прощение и примирение необходимо обеим сторонам.
Обиженный человек постоянно погружен в свои переживания и не может чувствовать себя свободным, ему сложно работать и общаться с окружающими. Обида и желание мести – деструктивные чувства, которые буквально выжигают человека изнутри. Но означает ли это, что нужно игнорировать свои чувства и постараться забыть о случившемся? Разумеется, нет, но существует несколько шагов, которые позволят достичь примирения после конфликта и почувствовать себя свободнее.
Шаг 1. Дайте обеим сторонам время
Выяснять отношения сразу после конфликта, когда обе стороны кипят негодованием и возмущением – большая ошибка. Даже если существует необходимость извиниться, лучше делать это после паузы. Ее длительность зависит от того, насколько серьезной была ссора, но слишком затягивать время тоже не стоит. Человеку свойственно раздувать проблемы и «вскармливать» собственные обиды, поэтому через длительный срок добиться прощения в отношениях будет сложнее. Начинать разговор о примирении можно, если:
- вы ощущаете острую необходимость извиниться, так были неправы;
- эмоции успокоились, и вы готовы искать решение;
- вторая сторона конфликта идет навстречу и хочет уладить все миром;
- вы искренне хотите примириться, а не действуете по принципу «худой мир лучше хорошей войны».
Не стоит начинать примирение в переписке или через соцсети – их можно использовать для того, чтобы назначить встречу. Конфликт и прощение – деликатные вопросы, которые необходимо решать лицом к лицу.
Шаг 2. Оцените нанесенный ущерб
Любая ссора или обида – это в первую очередь психологический ущерб. Как только первое волнение улеглось, попробуйте оценить его в полной мере. Не старайтесь проявить рационализм или минимизировать влияние конфликта на свою жизнь. Напишите подробный список чувств и эмоций, которые вы испытываете.
Признайте свою ненависть, гнев, унижение, стыд и остальной негатив, после чего попробуйте избавиться от них. Это можно сделать разными способами – проговорить случившееся с другим человеком или просто перед зеркалом. Можно кричать, плакать, разбить несколько тарелок или найти другой способ излить эмоции – главное, не причинить вред себе или другим людям. Выплеснув негативные эмоции на стороне, простить конфликт будет проще.
Шаг 3. Подготовьтесь к разговору
Заранее подберите правильные слова для разговора, учитывая несколько важных моментов.
- Не переходите на личности. Начинать разговор с обвинений или оскорблений – путь в никуда. Держите себя в руках и постарайтесь подобрать правильные слова так, чтобы уладить конфликт, а не доказать свою правоту.
- Не обесценивайте чувства другого человека. Даже если оппонент был неправ, постарайтесь понять и принять его позицию. Признайте факт, что он также имеет право на негативные эмоции.
- Не оправдывайтесь и не используйте частицу «но». «Извини меня, но у меня были веские причины…» – подобные фразы не лучший способ уладить ссору. Если вы чувствуете свою вину, получить прощение в отношениях можно только при условии искренних извинений.
Примирительную речь лучше отрепетировать заранее, но не пытаться предугадать реакцию человека, чтобы избежать разочарования.
Шаг 4. Выслушайте друг друга
При разговоре не перебивайте друг друга и позвольте каждому высказать свою точку зрения, даже если они кардинально отличаются. Постарайтесь встать на место оппонента, увидеть ссору его глазами и понять чувства, которые он испытывает, после чего постарайтесь донести свои эмоции. Замалчивание проблем ведет к их усугублению и может спровоцировать повторение ссоры.
Шаг 5. Найдите конструктивное решение
Искусство примирения в психологии – это не только необходимость получить прощение после конфликта, но и сделать так, чтобы избежать подобных ситуаций в будущем. Постарайтесь найти компромиссное решение, которое устроит обе стороны. Например, вы можете установить табу на обсуждение каких-либо тем или правила поведения друг с другом.
Что еще можно предпринять?
- Не ждите, что человек сразу согласится на ваши условия. Если в ответ на предложение обсудить ситуацию вы сталкиваетесь с негативом, игнорированием или агрессией, не настаивайте. Возможно, второй стороне конфликта необходимо еще немного времени, чтобы обдумать случившееся.
- Привлекать к процессу примирения третью сторону – не всегда хороший вариант, но, если все попытки привлечь оппонента к конструктиву проваливаются, можно пойти по этому пути. Подумайте о человеке, который является авторитетом для вас обоих, и заручитесь его поддержкой.
- Подарки и милые сюрпризы – решение, которое работает исключительно с близкими людьми. Если вы собираетесь помириться с коллегой или просто знакомым, попытка подарить что-то для примирения может быть расценена как подкуп.
Обиды бывают слишком сильными и глубокими – иногда они гложут человека десятилетиями и разрушают его жизнь. Если самостоятельно избавиться от негатива не удается, обратитесь к специалисту. Психолог расскажет об искусстве прощения и даст полезные советы, после чего дышать станет намного легче.