Английское словосочетание lifelong learning в буквальном переводе означает непрерывное или постоянное обучение: процесс перманентного усвоения человеком знаний, новых, профессиональных или сторонних умений и навыков, в которых возникает жизненная надобность. Это целая отрасль педагогики, со своими сложностями и преимуществами. В эпоху бурного развития инновационных технологий, трансформаций общественного строя и государственного устройства, безработицы и конкуренции это стало социальной нормой, хотя еще недавно было свойственно только некоторым группам людей в обществе. Более подробно ознакомиться с различными методами можно на нашем сайте.
Характерные особенности процесса постоянного обучения
Большинству людей на планете приходится получать классическое образование – от среднего до высшего и академического, но для организации процесса постоянного обучения нужно знать, чем оно отличается от классического. Эксперты приводят базовые, принципиальные отличия:
- цель получения знаний – не получение документа, удостоверяющего окончание определенного курса;
- не обязательно – усвоение новых профессиональных знаний, это может быть и для банального расширения кругозора;
- проходит в неформальных условиях, не требует ни внушительных трат, ни значительных промежутков времени.
Классическая система образования предполагает наличие подтверждающего документа (он и есть цель окончания учебного заведения). Добровольность может быть присуща и одной, и другой системе, но нередко за нее принимают стремление к карьерному росту и получение преференций по окончании. На предприятии или в компании организация необходимого постоянного обучения начинается с руководящего состава. Если человек занимается им по собственной инициативе, может применяться разработанная им индивидуальная система и собственные методы, позволяющие осуществлять постоянное обучение.
Постоянное обучение сотрудников на предприятии или в организации
Постоянные обновления и трансформации рынка означают необходимость обновления компетенций у сотрудников. Руководитель или ответственный за организацию процесса обучения должен заниматься этим поэтапно:
- проводить тестирование, аттестации, выявляя, чего не хватает персоналу;
- составлять профили для каждой должности и выявлять соответствие или несоответствие работника требованиям;
- определять цели организации постоянного обучения (повышение уровня знаний, приобретение необходимых навыков);
- изучить имеющиеся в распоряжении методы и применять их в рамках отведенного бюджета.
Если его недостаточно, можно выбирать преподавателей с практическим опытом, методической подготовкой или недавно проходивших профессиональную переподготовку.
Какие методы можно применять в постоянном обучении
В век бурного роста информационных технологий в распоряжении человека, ответственного за профессиональный и личностный рост персонала, есть вариабельные методы обучения, для организации которых нужны только материальные затраты (иногда самые минимальные):
- онлайн-курсы: перепрофилирования, получения новых знаний, профессий;
- системы дистанционного обучения;
- специальные учебные мероприятия (семинары, конференции, коллоквиумы);
- курсы повышения квалификации, организованные профильным департаментом;
- практическое обучение в процессе работы;
- стажировка в других компаниях или обмен сотрудниками.
К методам постоянного обучения иногда относят способы передачи и усвоения информации, применяемые в обучающих мероприятиях. Это – принципы естественного получения: вербальная и визуальная информация, применение на практике, контроль за усвоением и обратная связь обучающего и обучаемого.
Самостоятельный процесс постоянного обучения
Самообразование – это сложный путь к личностному развитию и самосовершенствованию. К нему относят любые знания, которые можно получать в процессе постоянного обучения, без необходимости в обратной связи. Еще недавно в распоряжении человека были только печатные источники. Под самообразованием понималось самостоятельное изучение одной или нескольких отраслей знаний путем прочтения книг.
Сейчас в распоряжении каждого любознательного есть современные обучающие технологии:
- специальные телеканалы;
- аудиокниги;
- обучающие видеоролики;
- специальные приложения и наш сайт;
- курсы дистанционного обучения;
- лекции и уроки онлайн, вебинары.
В организации процесса обучения книги не утратили своего значения. Они так и остались мощным инструментом тренировки памяти и восприятия, ассоциативного, образного и абстрактного мышления, воображения и грамотности. Однако занимаясь усвоением информации хаотично и бессистемно, человек не достигает поставленных целей, не приобретает необходимых навыков.
В процессе обучения правильная организация – это: развитие аналитических способностей мышления, восприятие новых технологий и получение полезных навыков. Психологи советуют в планировании непрерывного получения знаний проявлять любознательность, управлять информацией (фильтровать и структурировать непрерывные инфопотоки). Чтобы процесс усвоения знаний приносил результаты, его нужно оптимизировать – например, писать конспекты, делать на компьютере закладки и просматривать их впоследствии, изучать мнемотехники и способы быстрого чтения и пр.
Обязательно потребуется терпение – результаты проявятся не сразу, а через некоторое время. Чтобы его не утратить, нужно отслеживать прогресс, контролировать его проявление, а значит, усилить мотивацию и продолжить непрерывное обучение с новыми силами.