Организация постоянного обучения – современная концепция

Методы постоянного обучения: сфера применения и этапы внедрения

постоянное обучение Саморазвитие

Английское словосочетание lifelong learning в буквальном переводе означает непрерывное или постоянное обучение: процесс перманентного усвоения человеком знаний, новых, профессиональных или сторонних умений и навыков, в которых возникает жизненная надобность. Это целая отрасль педагогики, со своими сложностями и преимуществами. В эпоху бурного развития инновационных технологий, трансформаций общественного строя и государственного устройства, безработицы и конкуренции это стало социальной нормой, хотя еще недавно было свойственно только некоторым группам людей в обществе. Более подробно ознакомиться с различными методами можно на нашем сайте.

Характерные особенности процесса постоянного обучения

Большинству людей на планете приходится получать классическое образование – от среднего до высшего и академического, но для организации процесса постоянного обучения нужно знать, чем оно отличается от классического. Эксперты приводят базовые, принципиальные отличия:

  • цель получения знаний – не получение документа, удостоверяющего окончание определенного курса;
  • не обязательно – усвоение новых профессиональных знаний, это может быть и для банального расширения кругозора;
  • проходит в неформальных условиях, не требует ни внушительных трат, ни значительных промежутков времени.

Классическая система образования предполагает наличие подтверждающего документа (он и есть цель окончания учебного заведения). Добровольность может быть присуща и одной, и другой системе, но нередко за нее принимают стремление к карьерному росту и получение преференций по окончании. На предприятии или в компании организация необходимого постоянного обучения начинается с руководящего состава. Если человек занимается им по собственной инициативе, может применяться разработанная им индивидуальная система и собственные методы, позволяющие осуществлять постоянное обучение.

Постоянное обучение сотрудников на предприятии или в организации

Постоянные обновления и трансформации рынка означают необходимость обновления компетенций у сотрудников. Руководитель или ответственный за организацию процесса обучения должен заниматься этим поэтапно:

  • проводить тестирование, аттестации, выявляя, чего не хватает персоналу;
  • составлять профили для каждой должности и выявлять соответствие или несоответствие работника требованиям;
  • определять цели организации постоянного обучения (повышение уровня знаний, приобретение необходимых навыков);
  • изучить имеющиеся в распоряжении методы и применять их в рамках отведенного бюджета.

Если его недостаточно, можно выбирать преподавателей с практическим опытом, методической подготовкой или недавно проходивших профессиональную переподготовку.

Какие методы можно применять в постоянном обучении

В век бурного роста информационных технологий в распоряжении человека, ответственного за профессиональный и личностный рост персонала, есть вариабельные методы обучения, для организации которых нужны только материальные затраты (иногда самые минимальные):

  • онлайн-курсы: перепрофилирования, получения новых знаний, профессий;
  • системы дистанционного обучения;
  • специальные учебные мероприятия (семинары, конференции, коллоквиумы);
  • курсы повышения квалификации, организованные профильным департаментом;
  • практическое обучение в процессе работы;
  • стажировка в других компаниях или обмен сотрудниками.

К методам постоянного обучения иногда относят способы передачи и усвоения информации, применяемые в обучающих мероприятиях. Это – принципы естественного получения: вербальная и визуальная информация, применение на практике, контроль за усвоением и обратная связь обучающего и обучаемого.

Самостоятельный процесс постоянного обучения

Самообразование – это сложный путь к личностному развитию и самосовершенствованию. К нему относят любые знания, которые можно получать в процессе постоянного обучения, без необходимости в обратной связи. Еще недавно в распоряжении человека были только печатные источники. Под самообразованием понималось самостоятельное изучение одной или нескольких отраслей знаний путем прочтения книг.

Сейчас в распоряжении каждого любознательного есть современные обучающие технологии:

  • специальные телеканалы;
  • аудиокниги;
  • обучающие видеоролики;
  • специальные приложения и наш сайт;
  • курсы дистанционного обучения;
  • лекции и уроки онлайн, вебинары.

В организации процесса обучения книги не утратили своего значения. Они так и остались мощным инструментом тренировки памяти и восприятия, ассоциативного, образного и абстрактного мышления, воображения и грамотности. Однако занимаясь усвоением информации хаотично и бессистемно, человек не достигает поставленных целей, не приобретает необходимых навыков.

В процессе обучения правильная организация – это: развитие аналитических способностей мышления, восприятие новых технологий и получение полезных навыков. Психологи советуют в планировании непрерывного получения знаний проявлять любознательность, управлять информацией (фильтровать и структурировать непрерывные инфопотоки). Чтобы процесс усвоения знаний приносил результаты, его нужно оптимизировать – например, писать конспекты, делать на компьютере закладки и просматривать их впоследствии, изучать мнемотехники и способы быстрого чтения и пр.

Обязательно потребуется терпение – результаты проявятся не сразу, а через некоторое время. Чтобы его не утратить, нужно отслеживать прогресс, контролировать его проявление, а значит, усилить мотивацию и продолжить непрерывное обучение с новыми силами.

Оцените статью
4 Сферы жизни
Добавить комментарий