Критика и процесс саморазвития связаны между собой. Она может быть неприятной, тем более, когда на критикуемый процесс затрачиваете много усилий и времени. При этом конструктивные замечания помогут совершенствоваться. Узнайте, как преодолеть негатив.
- Как реагировать на высказываемую критику
- Стратегии, используемые против критики
- Знакомство с внутренним критиком
- Соблюдение дистанции
- Проверка того, о чем сообщает критикующий
- Замена отрицательности на позитив при внутреннем диалоге
- Упражнение «Зануда»
- Анализ ситуации
- Поиск выгоды
- Как лучше справляться с критикой
Как реагировать на высказываемую критику
Сталкиваясь с критикой, люди нередко начинают испытывать сомнения при принятии правильного решения, в своих умениях, личных силах, знаниях и способностях. Это может стать причиной депрессии и панических атак. Поэтому, чтобы избежать этого, необходимо понимать психологию критики и изучить способы справления с ней.
Важно понять связь между саморазвитием личности и критикой. Не сомневайтесь в себе, не бойтесь приступить к выполнению трудного задания, общайтесь с близкими. Тренируйте добродушие и способность сострадать самому себе, старайтесь принять критические замечания. Задайте себе следующие вопросы:
- в чем я смог проявить себя с позитивной стороны;
- что мне нравится в себе больше всего;
- какие новые умения я приобрел;
- в чем я развился, улучшил себя;
- какие способности я имею.
Почитайте полезную информацию о том, как реагировать на критику.
Стратегии, используемые против критики
Рассмотрим лучшие тактики против критики.
Знакомство с внутренним критиком
Присматривайтесь к своему настроению. Если перед конкретным действием испытываете чрезмерную тревожность, а после рабочего дня все время находитесь в «плачевном» состоянии, это может быть вызвано активностью критикующего. Необходимо поразмышлять, какие мысли стали причиной этого состояния, и запомнить их.
Соблюдение дистанции
Придумайте для внутреннего голоса конкретное прозвище, допустим, Зануда, и применяйте его при случае. Например, критик снова убеждает, что ничего путного не выйдет. Поняв это, мысленно ответьте себе: «Не переживай, Зануда, я учту твое замечание».
Эта оригинальная тактика противодействия критике даст возможность прекратить ассоциировать внутренний «занудный» голос с самим собой. Это приведет к тому, что человек будет меньше доверять субличности, которая отныне не сможет управлять его эмоциями.
Проверка того, о чем сообщает критикующий
Из-за предубеждений, сформированных клише, внутренних искажений человек не способен адекватно оценить себя. А, следовательно, внушаемые внутренним критикующим голосом мысли, какими бы верными и объективными они ни показались, могут быть заблуждением. Поэтому их необходимо проверять.
Управление критикой в ходе развития стресса возможно при вспоминании прошлого опыта. Допустим, когда критик настаивает, что будет ошибкой пробовать сделать что-то, припомните, не случалось ли прежде похожих ситуаций. Если тогда смогли найти решение, значит, критик лжет, а значит, сейчас слушать его неправильно.
Замена отрицательности на позитив при внутреннем диалоге
Важно проявлять сочувствие к себе. Когда что-то пойдет не так, не нужно третировать себя — как уже привыкли делать, — а вместо этого, жалейте себя. Но это не означает, что об ответственности за качество выполненной задачи можно забыть. Надо лишь сказать себе: «Да, сделать это непросто, я переживаю, и я сожалею, что так случилось».
Позитивный разговор с критикующим — совершенствование себя, метод быть умиротвореннее. Это позволит избавиться от депрессии, даст возможность в короткий срок нормализовать состояние и справиться с последствиями неудачного результата.
Первое время вступать в спокойный диалог с собой довольно сложно. Но можно вообразить, что говорите с заблуждающимся близким человеком, и повторить его замечания.
Упражнение «Зануда»
Необходимо научиться определять, когда внутри «слышите» критику. Важно выяснить, когда он начинает «ругаться», управляйте критическими замечаниями в развитии. Разговаривайте с ним, обозначая его имя.
Сначала сможете точно установить момент появления субличности и ее стремление покритиковать. Регулярное же выполнение данного упражнения поможет договариваться с внутренним голосом и успокаивать его в случае необходимости.
Анализ ситуации
Постарайтесь провести анализ ситуации, которая вызвала недовольство критикующего. Психология справления с получаемой критикой и саморазвитие тесно связаны между собой, и это упражнение поможет стать адекватнее и по-другому взглянуть как на проблему, так и на самого «недовольного».
Поиск выгоды
Эта тактика позволяет выявить главные причины появления внутреннего критика. Как только «слышите» его, берите тетрадку и составляйте таблицу с 2 колонками: «Потери» и «Приобретения», и 2 строчками:
- «если я перестану себя ругать»;
- «если я не продолжу себя критиковать».
Данная стратегия поможет определить выгоды, которые таятся за присутствием сильного «внутреннего голоса». Необходимо выполнять это упражнение каждый раз, когда нарастают опасения из-за критики себя.
Как лучше справляться с критикой
Для борьбы с критикой используйте стратегии, прорабатывайте отрицательные установки. Это даст возможность понять, как реагировать на высказываемую критику безболезненно.
Если негатив не исчезает, запишите отрицательные мысли в тетрадку и проработайте их. Цель — заменить отрицательность на позитив, или описание того, что сможете выполнить с целью разворачивания ситуации в положительном ключе.
Для борьбы с критикующим используйте дыхательные упражнения, медитируйте, либо можно обратиться к какой-то из психотерапевтических методик. Систематические занятия приводят состояние в норму. Важно искать и отмечать в себе хорошее, необходимо обучиться концентрации именно на позитивных моментах.
Стратегии, используемые против критики, требуют серьезных усилий над мышлением. Постепенно будете замечать, что принимаете решения обдуманно, наблюдается развитие и негатив уже не помеха, а лишь идет на пользу. Посмотрите интересное видео по теме: http://www.youtube.com/watch?v=Iho4EXdaxIE