Любой человек может рассказать о тревожном экзамене, громкой ссоре, постыдном публичном провале или увиденном несчастном случае спустя долгие годы. При этом легкая и приятная прогулка забывается уже через день. Очевидно, что между силой запоминания и эмоциями есть некая связь. Посмотрим, какое влияние эмоции оказывают на память и как использовать их влияние в обучении. Об этом и многом другом можно узнать на нашем сайте.
Ученые о связи памяти и эмоций
В силу важности хорошей памяти для успешной учебы, работы и жизни, тема привлекает многих ученых. Одно из интересных исследований, анализирующих связь эмоций и памяти немало, провели ученые из Германии и Китая. В эксперименте приняли участие 64 добровольца. Их разделили на 2 группы: 33 человека прошли через трудное, пугающее собеседование, другие 31 оказались в той же ситуации, но собеседование проходило в приятной, легкой и доброжелательной атмосфере. Каждому участнику в ходе эксперимента демонстрировали 24 обычных бытовых предмета. По окончанию действия, мозг каждого участника был обследован при помощи МРТ.
Выяснилось, что трудный и неприятный опыт позволил 34 участникам намного лучше запомнить и предметы, и присутствующих людей. При этом механизм запоминания одинаков. За память отвечает гиппокамп, зона мозга, которая сама по себе не продуцирует эмоций, но управляет кратковременной и долговременной памятью. Однако эмоциональные события лучше закрепляются в памяти, потому что связываются с другим опытом, в котором были испытаны те же эмоции.
Ученые предполагают, что это связано с важностью памяти о негативных событиях для наших предков. От деталей опасной или рискованной ситуации напрямую зависело выживание и человека, и вида. Помнить о дороге на поляну, где соплеменник погиб от ядовитых ягод, было намного важнее, чем о деталях тропы, на которой ничего не произошло.
То есть, некоторое эмоциональное возбуждение напрямую влияет на стойкость запоминания. Вовлечение в процесс обучения эмоций, за которое ответственно миндалевидное тело, иначе высвечивает для обучающегося значимость события.
Исследования психологий эмоций и их влияния на память расширяют выведенную еще в 1937 теорию, которая сегодня известна как эмоциональный круг Пейпеца. Он первым связал эмоции и функции разных структур мозга. Сегодня эта связь видится более сложной и разветвленной, чем у Пейпеца.
Эмоции и обучение
Сегодня педагоги активно учитывают силу влияния эмоций на обучение, хотя это идет вразрез со сложившимися учебными и житейскими традициями. Негласно считается, что эмоции и обучение – два параллельных друг другу процесса. Что действительно подтверждается некоторыми физиологическими исследованиями и бытовыми наблюдениями – каждый знает, как сложно запоминать новый материал, если мучает тревога.
Также сомнительна польза сильного страха, несмотря на исследование, приведенного выше. Испуг связан с реакцией «бей или беги», использование страха в процессе учебы, на фоне первых успехов, в итоге приведет к стойкому отвращению к предмету.
А вот грамотное включение позитивных эмоций не портит процесс, а улучшает в разы. Это также подтверждают наблюдения, особенно за обучающимися на онлайн-курсах, где внешние живые впечатления сведены к минимуму. Часть начинающих, особенно из числа эмоциональных, коммуникативных натур, быстро чувствуют снижение мотивации и даже бросают занятия. При этом для запоминания требуются иссушающие многочисленные повторы.
Как влияют позитивные эмоции на обучение:
- Усиливают восприятие. Делают факт или объект привлекательным, важным, интересным.
- Улучшают мотивацию. Эмоции заряжают энергией, заставляют тянуться к изучаемому, без утомительных рассуждений в стиле «надо или не надо». Включается любознательность и творческий подход. Учащийся сам начинает искать пути, как ему лучше что-то запомнить.
- Привлекают внимание. Оратора, который умело чередует эмоциональные образные вставки и сочный концентрат фактов, хочется слушать, не отрываясь.
Все это в итоге влияет на процесс запоминания. Гиппокам будто заряжается энергией от возбужденных, бодрых, готовых к деятельности прочих зон мозга.
Негативные и позитивные эмоции в обучении
Так в чем же вред негативных и даже позитивных эмоций для работы памяти? Дело в их количестве и качестве. Если эмоция позитивна, но недостаточно связана с материалом, она станет помехой. А негативные чувства и эмоции, такие как испуг, разочарование, неудовлетворенность, гнев, способны слишком быстро стимулировать переход черты, которая разделят полезный стресс (эустресс) и вредный стресс (дистресс). Поэтому, несмотря на важную роль эмоций для эффективного обучения, их нужно хорошо дозировать.
Надо знать, как работать со стрессом и улучшить свой эмоциональный фон.
Как включать эмоции в процесс обучения
Есть ряд приемов, которые улучшат эмоциональное состояние и сделают обучение более эффективным, а запоминание – быстрым и стойким. Как повысить эмоциональную насыщенность занятий:
- Уважайте себя и лекторов. На время отключаем критичность, она будет нужна потом. Нужно буквально влюбиться в источник знаний. Подбирайте симпатичных репетиторов и приятные книги.
- Трезво оценивайте свой уровень. Задания должны быть сложными, но в меру, как раз между позициями «я понимаю вообще все» и «я не понимаю ничего».
- Больше социального взаимодействия. Даже если изучать что-то самостоятельно, можно найти тех, кто занят тем же, проверять друг друга или направлять. В процессе взаимодействия друг с другом, люди включают множество эмоциональных каналов, даже если это совсем спокойная, легкая беседа.
- Больше визуальных способов подачи информации и мультимедиа. Но тут важно не переборщить. Весь курс учебы не должен состоять из веселых картинок или игр. Допускается использовать тревожные изображения. Но умеренно.
- Больше неожиданностей и юмора. Если привычные карточки с иероглифами утомили, почему не попробовать спонтанно написать их на песке во время приятной прогулки. А включение новых знаний в свои шутки – один из самых мощных способов закрепить изученное намертво.
- Как можно меньше технических и рутинных операций. Если в учебном курсе есть чисто организационные сложности, это заметно осложняет процесс. Ничто не должно отвлекать от непосредственно знаний. Удобное место, атмосфера, время – все комфортное и уютное. Эмоции должны проистекать от самого курса, а не от досадных помех.
- Превращайте сухие сведения в увлекательные истории. Пусть химические элементы играют роль людей и вступают в сложные взаимоотношения друг с другом.
- Обращайтесь к воспоминаниям и личным эмоциональным впечатлениям. Это могут быть детские воспоминания, впечатление от праздников или путешествий, какие-то милые особенности любимого человека, яркая сцена из фильма. Новое закрепляется за старое, как за якорь.
Работа с эмоциями очень важна в современном обучении, особенно с учетом того, что все больше удаленных или самостоятельных занятий. Она позволяет сохранить живость и свежесть впечатлений, быстрее включить новые знания в собственный опыт, и достичь уровня, когда выученное стало личным и неотъемлемым.