5 актуальных способов эффективного управления командой

Эффективное лидерство: как управлять командой и достигать целей

секреты лидерства Саморазвитие

Согласно статистическим исследованиям 51% работающих по найму хотят стать руководителями. Однако не каждый может стать лидером и управлять командой, несмотря на свое образование и профессиональные навыки.

Что такое лидерство

Лидерство – влияние одного или группы лиц на объединение и мотивацию других людей для выполнения, поставленных собственником бизнеса целей. За лидерами идут не из-за должности или авторитарного стиля управления, жестких ограничений и наказаний, а из-за доверия к его опыту.

Рональд Рейган говорил, что величайшие лидеры те, кто подталкивает других людей совершать великие поступки.

История видела много лидеров – премьер-министры, военные и общественные деятели, меняющие общественное мнение и образ мыслей, мотивирующие людей на великие поступки. Лидер не обязательно должен изобрести телефон с популярным фруктом или запустить ракету как Стив Джобс и Илон Маск. Можно стать лидером в задаче, которую поручит руководитель и грамотно использовать участников для ее решения. В жизни тоже проявляются лидерские качества, например, организовать соседей на субботник.

Разница между руководителем и лидером для управления командой

В компаниях в роли лидера и менеджера часто выступает один человек, но иногда так не совпадает.

Таблица – Признаки отличия руководителя от лидера

Менеджер Лидер
Контролирует, чтобы команда работала Вдохновляет на новые идеи и выполнение проектов
Делает акцент на контрольных процедурах Готов рисковать для внедрения нововведений
Соблюдает корпоративные стандарты Проявляет независимость
Заботится о благополучии сотрудников Ставит достижение цели выше своих личных проблем и проблем команды

Эффективным лидерам доступно много положительных качеств, которые описаны в трудах психологов и менеджеров, таких как Тимоти Джаджа, Брайана Хоффмана, Бернарда Басса.

Качества лидеров:

  • общительность и активность;
  • ответственность и порядочность;
  • открытость к инновациям;
  • харизматичность;
  • стратегическое мышление;
  • креативность;
  • коммуникабельность;
  • знание автоматизированных методов и процессов.

Развитие лидерского потенциала открывает в сотрудниках положительные черты, для решения не только процессных, но и текущих задач.

Типы эффективного лидерства

Единого типа эффективной стратегии нет. В зависимости от целей компании у стратегий есть свои преимущества и недостатки, поэтому социальная психология выделила 3 «универсальных» направления:

  1. Модератор – разрабатывает и определяет последовательность и принципы работы внутри команды и с внешними участниками.
  2. Фасилитатор – контролирует нахождение команды находилась в границах поставленной цели и работы на результат.
  3. Медиатор – предотвращает конфликты, поддерживает благополучный «эмоциональный» климат.

Так как цель эффективного лидерства развить качества участника команды рекомендуется применять наставнический или демократический способы управления командой.

Теоретически лидером может быть любой сотрудник, главное выявить достоинства, слабые стороны и направления развития. Компания на пути своего существования решает разные задачи, а значит всегда надо иметь сотрудников с подходящими для их выполнения управленческими навыками.

Способы управления командами и развития лидерского потенциала

Отличное взаимопонимание лидера и членов команды – фундамент эффективной работы. Результат взаимопонимания и коммуникаций – увеличение самостоятельности сотрудников, улучшение производительности и атмосферы в коллективе.

5 проверенных и действенных советов для эффективного командообразования:

  1. Общайтесь эффективно. Открытые коммуникации между членами команды повышают эффективность ее работы на 25%. Даже в формате удаленного или гибридного графика необходимо использовать разные средства коммуникации, чтобы информация была доставлена вовремя всем заинтересованным лицам. Например, организация «мозгового штурма» в Teams или еженедельный чек-ап по этапам проекта в Zoom. Тогда все сотрудники не зависимо от режима работы будут находиться в одном информационном поле, улучшиться взаимозаменяемость.
  2. Благодарите за результат. Внимательно следите за работой каждого сотрудника. Хорошая работа всегда заслуживает благодарности, признательности и оценки. Благодарность можно выразить лично или на совещании, в групповой переписке и, например, в денежной премии. Своевременная оценка результатов мотивирует сотрудников улучшать производительность. Благодарите не только за результаты, но и за усилия, если итог не в полной мере удовлетворил.
  3. Предоставьте больше возможностей. Предоставление сотрудникам права принимать решения в рамках своей задачи улучшить связь с командой. Согласно теории «6 sigm» в таком случае не будет потери интеллекта и механической безынициативной работы. Коллеги должны самостоятельно оценивать и анализировать данные, принимать решения. Определенная автономия обеспечит достижение целей в срок и сократить нагрузку на лидера. Проявление инициативы повышает уверенность и мотивацию сотрудников создавать новые идеи.
  4. Ставьте реальные цели. Установите для команды четкие цели. Не страшно если они будут немного завышены. Избегайте нереальных целей, чтобы избежать ненужного давления и повышения уровня стресса в коллективе. Положительно себя зарекомендовала методика SMART, так как все цели измеримы, конкретны, достижимы и ограничены по времени. Например, решить вопрос по внедрению электронного документооборота с 1 500 поставщиками до 31 декабря текущего года.
  5. Уделяйте время. Коучинг в лидерстве, поддержка каждого члена команды – обсуждайте планы или рабочие моменты. Не нужно откладывать текущую задачу, чтобы быть для всех хорошим, а затем нарушить дедлайн по личным показателям эффективности. Но и нельзя говорить: «У меня нет времени», обязательно обсудите удобное «окно» для встречи. В таком случае сотрудник будут чувствовать, что руководитель заинтересован в проекте и готов уделять ему время.

Доверие и прозрачность общения внутри команды позволит лидеру запускать креативные идеи, вовремя сдавать проекты и принимать обоснованные решения.

Оцените статью
4 Сферы жизни
Добавить комментарий