Уровни эмоционального интеллекта | 4 Сферы Жизни

Что такое эмоциональный интеллект подростков и взрослых людей

эмоциональный интеллек Саморазвитие

Под эмоциональным интеллектом человека EQ понимается степень развития у личности техники осознания эмоций как внутри себя, так и у окружающих людей. Величина такого контроля указывает на уровень развития каждого представителя общества. Часто такие навыки являются врожденными, но существуют и специальные методы их развития.

Базовое понятие

Особенности эмоционального интеллекта подростка или взрослого состоят в осознание своих эмоций и чувств, которые зарождаются из окружающего мира  дошкольника или подростка. Затем в головном мозге запускаются процессы, отвечающие за этот раздражитель.

При этом эмоции кратковременны и через определенный промежуток времени пропадают. Иногда, даже невозможно четко осознать причины их возникновения. Временами они проявляются очень активно и в этом случае их трудно скрывать и контролировать.

Что касается чувств, то они длительны и устойчивы. При этом с рассматриваемым объектом устанавливается тесная связь. Это выражается в дружбе, любви, счастье или враждебности.

Осознание эмоции — это возможность их контроля, что не может происходить без развитого у личности интеллекта. Причем это касается как внутренних ощущений, так и четкого представления об истинных причинах реакции на раздражители других людей. Важность развития EQ существенно влияет на сферы жизни людей, что выражается в их физическом здоровье, отношению к другим членам общества, успеваемости в учебе или трудовых успехах.

Сферы и уровни

Существуют следующие сферы эмоционального интеллекта:

  1. Самосознание. Означает осознание собственных эмоций индивидуумом. Такие люди адекватно воспринимают критику и не склонны к самовосхвалению.
  2. Саморегуляция. Выражается в способности личности адекватно реагировать на возникшую ситуацию в рамках социальных норм.
  3. Мотивация. Такие представители общества умеют не только ставить перед собой цель, но и выполнять ее, справляясь со всеми возникающими трудностями.
  4. Социальные навыки. Это овладение техникой коммуникативной стратегии, что позволяет людям комфортно чувствовать себя в окружающем их обществе.
  5. Эмпатия. Означает осознание эмоций других людей.

Развитие каждой личности определяется уровнем эмоционального интеллекта:

  1. Первый. Характеризуется четким отражением реакции на внешние раздражители. Примером является боль или радость.
  2. Второй. Каждый член общества способен анализировать свои эмоции и сравнивать их с установившимися у него понятиями.
  3. Третий. Делать вывод о происхождении раздражителей и понимать их динамику.
  4. Высокий эмоциональный интеллект. Личность может управлять всеми возникающими эмоциями и помогать в этом другим людям.

На основании существующих уровней можно получить хорошее представление о том, что значит эмоциональный интеллект. Разобраться в его построении поможет онлайн-психолог.

Проявление у людей разного возраста

Развитие личности начинается с рождения, С возрастом эмоциональный интеллект повышается и это наглядно проявляется уже с первых лет:

  1. Ребенок. Здесь берется возраст до 3 лет. Эмоциональный интеллект ребенка проявляется с его способности воспринимать улыбки близких людей, их заботу и любовь. Комплекс оживления появляются у младенца после третьей недели жизни. Отражается это в зрительной реакции на образ родителей и произношение им отдельных звуков. Уже в трехлетнем возрасте ребенок начинает понимать чувства боли, грусти или страха.
  2. Дошкольник. В последующий период развития эмоциональный интеллект дошкольников усиливается, и они уже пытаются распознавать гнев или агрессию окружающих людей. Самое главное дать ребенку прочувствовать эти ощущения и самому, чтобы хорошо в них разобраться. Тут на первый план должны выступить действия родителей дошкольника, которым не следует чрезмерно подавлять проявление у дошкольника чувств.
  3. Подросток. С 7 до 10 лет эмоциональный интеллект подростков интенсивно развивается, а затем на более позднем этапе это проявляется в выражении бури чувств. В этот период взросления родителям обязательно нужно контролировать все действия подростка.

Пройдя через понимание чувств, ребенок-дошкольник или подросток должен подойти к умению управлять ими с целью формирования окружающего для себя мира.

Шаги развития

Часто возникает вопрос, как развить эмоциональный интеллект. Сделать это можно путем саморазвития за несколько шагов:

  1. Первый. Попытаться понять приходящие ощущения. Для этого необходимо ежедневно отслеживать свое состояние и полученные результаты записывать в дневник. Через некоторое время просмотреть сделанные заметки и отметить наиболее сильное чувства, которые были испытаны.
  2. Второй. Пытаться осознать нахлынувшие чувства, и при каких обстоятельствах они возникли. Иногда это помогает разобраться в настроении других людей и после общения с ними дать совет.
  3. Третий. Начинать пытаться управлять своими эмоциями. При этом их нужно контролировать, а не подавлять и этот процесс требует умения.
  4. Четвертый. Начинать разбираться в чувствах друзей и воздействовать на них с целью достижения положительного результата.

Осознание собственных эмоций важно потому, что таким образом есть возможность избавиться от навязанных мнений.

Инструменты осознания

Существуют различные инструменты осознания своих эмоций, которыми необходимо уметь пользоваться. Для взрослых людей это специальные упражнения:

  1. Зеркало. Расслабиться и начать перед зеркалом на лице выражать свои чувства в виде радости, удивление, счастья или гнева. Позже попытаться все это отразить исключительно одними глазами.
  2. Раздражители. Отмечать на протяжении всего дня состояние своего настроения в виде радости, удивления или восхищения. Позже попытаться понять, какие эмоциональные ощущения при этом испытывались.

Упражнения на осознание своих эмоций являются эффективным способом научиться управлять чувствами.

Для детей существуют игры на осознание эмоций. В зависимости от возраста это могут быть картинки, лото или пиктограммы. Ребенок должен смотреть на рисунок и определенным образом реагировать на него.

Развитием своего эмоционального интеллекта необходимо заниматься постоянно, поскольку этот процесс не имеет своего завершения. Чем раньше каждый это поймет, тем скорее достигнет более высокого уровня EQ.

Предлагаем вам также прочитать статью об эгоизме, она расскажет о том, так ли плохо любить только себя.

Оцените статью
4 Сферы жизни
Добавить комментарий