Методы увеличения производительности бизнес-процессов

Организация эффективной работы: как оптимизировать бизнес-процессы и увеличить производительность

бизнес-процессы 2023 Финансы

Успех компании связан с качеством процессного управления. Если работники сталкиваются с проблемами при решении рабочих вопросов, результатом будет низкая эффективность и отрицательный финансовый результат бизнеса.

Бизнес-процессы лежат в основе производственная и организационная деятельность компании и от качества их аудита и улучшения зависят ее перспективы.

Что такое бизнес-процессы?

Бизнес-процесс- последовательное описание действий, направленных на получение результата. Процессы сопровождают нашу жизнь не только в коммерческой деятельности. Например, приготовление плова. Вкусное горячее блюдо к ужину – это цель.  Процесс состоит из последовательных шагов от приобретения продуктов до тушения на медленном огне до готовности. Исключение какого-то этапа или сокращение приведет к тому, что блюдо будет или сырым, или подгорит.

Описание процессов бывает:

  • текстовым;
  • графическим;
  • табличным.

Чаще всего для описания бизнес-процессов используют нотацию BPMN, которая формирует регламент в табличном и графическом видах.

Процессы делятся на 4 категории:

  1. Основные – процессы, в результате которых компания зарабатывает реальные деньги или эффект можно посчитать в стоимостном выражении.
  2. Вспомогательные – процессы. Которые не приносят видимого экономического эффекта, но без них не получится достигнуть результат от основного процесса. Описывают процесс управления финансами, персоналом и логистикой.
  3. Процессы управления – описывают порядок стратегического, тактического и оперативного управления.
  4. Процессы совершенствования.

Цели улучшения бизнес-процессов

Бизнес-процессы можно оптимизировать по одному или нескольким направлениям.

Основные цели оптимизации:

  • время выполнения;
  • результат процесса;
  • список участников;
  • функционал и целесообразность его выполнения;
  • наличие и качества контрольных процедур;
  • повышение прозрачности процесса;
  • улучшение управления временем;
  • сокращение стоимости;
  • перспективы автоматизации процессов;
  • повышение эффективности процесса.

Признаки оптимизации процессного управления

Предпосылками для улучшения является прежде всего снижение производительности.

Существуют признаки, свидетельствующие о необходимости изменений в процессах организации:

  1. На принятие решений ухотит много времени.
  2. Трудно или невозможно найти исполнителя определенного действия.
  3. Отсутствуют контрольные процедуры основных и промежуточных результатов деятельности.
  4. Нет разграничения сфер ответственности.
  5. Количество сотрудников в компании выросло, а ключевые показатели эффективности деятельности не изменились или снизились.

При проявлении признаков необходимо провести аудит и оптимизацию бизнес-процессов. Существуют ситуации, когда оптимизация не принесет ожидаемого эффекта. Прежде всего это касается маленьких компаний, где нельзя провести оптимизацию без дорогостоящего оборудования или автоматизации.

Основные методы оптимизации

Улучшение бизнес-процессов проводят с использованием методов, направленных на повышение их эффективности.

Таблица – Методы оптимизации системы управления проектами

Наименование метода Содержание
Инжиниринг Предполагается техническое изменение процесса. К нему относится анализ рынка, проработка проектов и внедрение автоматизации
КайДзен (постоянное улучшение) улучшение всех процессов – от качества выпускаемой продукции до организации системы управления. Цель оптимизации – повышение удовлетворенности и лояльности потребителей
Ограничение ресурсов Создатель метода Элиях Голдратт доказал, что эффективность изменений измеряется достижением целей с минимальной величиной затрат. Смысл метода – поиск оптимальной величины ресурсов, когда производство работает и приносит доход. Если баланс в оптимизации ресурсов найден – исключать все лишние затраты, которые увеличат затраты и не принесут прибыль

Универсального метода оптимизации не существует. Для компаний разных отраслей и масштабов. Многие методы рекомендуется комбинировать.

Этапы подготовки к оптимизации системы управления проектами

К процессу улучшения необходимо тщательно подготовиться, иначе цели достигнуты не будут, а при неблагоприятном подходе – повлечет расходы.

Таблица – Подготовительные этапы

Наименование Описание
Аудит и анализ Выделение бизнес-процессов, проведение их SWOT-анализа – определение стратегии развития, сбор сведений о конкурентах отрасли. Составление стратегии изменений на  основе полученных данных
Назначение ответственного Эффективность улучшений зависит от лидера. В руководителе должны сочетаться волевые черты характера и должность для согласования изменений единолично. Чем ниже должность ответственного, тем выше риск сложности с внедрением
Организация проектной группы Рабочая группа включает сотрудников, разных подразделений и разных должностей. Эксперты и аналитики определяют направление совершенствования процессов, менеджеры – внедряют актуальные технологии.  В качестве проектной группе можно пригласить стороннюю организацию. Риск найма аутсорсинговой компании – возможное разглашение конфиденциальных и коммерческих данных
Выбор инструментов Выбор зависит от желаемого результата улучшения.

Применяют разные инструменты:

  1. Исключение – отказ от нецелевых расходов и не создающих ценность операций.
  2. Ускорение – оптимизация рабочего времени и увеличение производительности за счет установки нового производственного оборудования.
  3. Изменение – применение более легких способов обработки задач.
  4. Стандартизация – внедрение современных инструментов в работе, оптимизация баз данных и автоматизированных рабочих мест и программных продуктов.

Важно! До начала оптимизации необходимо организовать презентацию будущих изменений. Прозрачность для сотрудников позволяет приобрести союзников и эффективно организовать работу.

Оптимизация – это комплекс мер, внедрение которых приводит к предотвращению возникновения причин, связанных со снижением производительности и эффективности деятельности.

Для исключения негативных последствий улучшения бизнес-процессов обязательно внедрение системы мониторинга за выполнением промежуточных контрольных этапов. мониторинга.

Оцените статью
4 Сферы жизни
Добавить комментарий