Делегирование полномочий в менеджменте — это передача руководителем части возложенных на него обязанностей своему сотруднику. Таким образом, бизнесмен высвобождает необходимое время для успешного решения более важных вопросов по развитию организации. Проблема делегирования полномочий заключается в том, что доверять бизнес управляющему не всегда безопасно.
Основы и способы делегирования
Полномочия каждого сотрудника организации определяются характером возложенных на него обязанностей, правом использования соответствующих ресурсов, а также возможностью самостоятельно принимать ответственные решения. Функции делегирования полномочий заключаются в:
- подчинённый может сделать работу лучше начальника;
- чрезмерная занятость не позволяет руководителю самостоятельно решить ряд задач;
- метод обучения подающих большие надежды сотрудников;
- приём изучение коллектива и отдельных подчинённых;
- улучшение качества принимаемых решений;
- необходимость мобилизовать скрытые резервы.
Правила, принципы, способы делегирования основываются на том, чтобы передача полномочий осуществлялась не из соображений личных симпатий, а исключительно для пользы дела. Используйте этот метод как средство поднятия у подчинённого уверенности в себе. Будьте готовы поддержать своего делегата и учитывайте вероятность принятия ими ошибочных решений.
- Полная передача ответственности — непосредственный начальник освобождается от участия в работе.
- Ограниченная передача ответственности — наставник вместе с доверенным лицом несёт ответственность за итоги работы.
- Нулевая передача ответственности — ответственность за результаты возложены исключительно на непосредственного руководителя.
Определение степени контроля при делегировании определяется рисками, которые связаны с опытом и уровнем профессионализма конкретного сотрудника.
Ошибки и проблемы делегирования полномочий
Задаваясь вопросом, что даёт делегирование, примените теорию на практике и лично оцените перспективы результата. Данный механизм внедрён в любой крупный бизнес, однако для его успешной реализации необходимо придерживаться определённых правил.
Цели делегирования задач организации могут быть не достигнуты, если Вы допускаете ошибки:
- неумение формулировать чёткую инструкцию;
- выбор делегата;
- излишняя придирчивость;
- несдержанность.
Основа делегирования — это не нагрузка дополнительной работой, а передача ответственности, стимулирование скрытого потенциала. Дайте подчинённому образец для подражания, поддерживайте его на начальных этапах работы и направляйте в нужную сторону, если хотите доверить ему ведение бизнеса в долгосрочной перспективе.
Недостатки и преимущества делегирования
Главное преимущество делегирования заключается в том, что Вы сможете заниматься задачами, которые требуют личного участия, а менее значимые функции переложить на управляющего. У Вас появится возможность сосредоточиться на стратегических планах по развитию собственного предприятия.
Эффективность такого инструмента очевидна, но недостатки и минусы делегирования также известны практике. Это связанно с определёнными страхами:
- сомнение в компетентности сотрудника, недостаточном опыте;
- боязнь потерять власть и авторитет, уважение среди подчинённых;
- личное недоверие к подчинённому, сомнение в его личностных качествах;
- низкая оценка способностей управляющего;
- завышенная самооценка, стремление всё контролировать самостоятельно.
Чётко представьте себе, каких результатов Вы ожидаете, в какой форме и сроки они должны быть достигнуты. Тщательный контроль за ходом работы управляющего и поддержание строгой дисциплины — главные условия успешной передачи ответственности.
Потребность в передаче полномочий может возникнуть у руководителя и по семейным причинам: брак, рождение детей, необходимость проводить время в кругу семьи. Кстати, если Вы готовитесь к появлению ребёнка, 4 Сферы Жизни расскажет, стоит ли идти на такой шаг, как совместные роды.