Инфляция, рост налоговой ставки и цен неизменно ведет к снижению продаж, а соответственно и уменьшению прибыли. Особенно страдает малый бизнес – некоторым фирмам даже приходится закрываться. Что же делать владельцам небольших компаний? Вместе с поиском бизнес-идей для повышения доходов необходимо сократить расходную статью. Мы поговорим о том, как сократить расходы бизнеса и повысить прибыль.
Учет расходов
Владельцы далеко не всегда видят реальную картину расходов на развитие и ведение бизнеса, что негативно сказывается на прибыли. Необходимо собрать данные как минимум за 6 месяцев, включая самые мелкие траты, после чего провести глубокий анализ.
- После сбора информации необходимо сгруппировать расходы в укрупненные статьи. Желательно избегать расплывчатых формулировок вроде «Прочее», так как проанализировать их практически невозможно.
- Разделить траты на виды расходов для бизнеса – постоянные и переменные. Иными словами, это те, которые не зависят от продаж (аренда офиса и т.д.) и те, которые напрямую с ними связаны (например, закупка сырья).
- Проанализировать крупные статьи и посмотреть все изменения за период. По каждой статье необходимо принять решение: оставить, убрать или сократить. На первый взгляд это кажется невозможной задачей, но всегда есть выход из ситуации. Например, арендовать более дешевый офис – в другом районе или с меньшей площадью.
На подобную работу потребуется немало времени и труда, но результат будет стоить затраченных усилий. Уже в процессе сбора информации появится реальная картина и интересные варианты снижения расходов на развитие бизнеса.
Ревизия поставщиков
Далеко не все поставщики, даже те, которые проверены годами, являются выгодными партнерами. На рынке постоянно появляются новые предложения, и время от времени необходимо проводить мониторинг. Если попадутся новые партнеры с выгодными условиями, не стоит упускать возможность поработать с ними. Подобным образом работают крупные сети – это позволяет увеличить потоки доходов в бизнесе путем снижения затрат и не зависеть от одного поставщика. Что же касается старых партнеров, целесообразно регулярно проводить с ними работу – договариваться о скидках, рассрочках и т.д.
Персонал и заработная плата
Продажи – основной вид доходов бизнеса, а для их эффективности необходим мотивированный персонал. Снижение заработной платы – не лучший вариант, но эту статью затрат также следует проанализировать. Маленьким компаниям не всегда выгодно нанимать много сотрудников и платить им деньги. Например, менеджеру по работе с клиентами необязательно находиться в офисе с утра до вечера. Он вполне может работать удаленно, а для связи использовать телефон и интернет.
Кроме того, существует аутсорсинг и фрилансеры. Бухгалтера, юриста, системного администратора можно нанять через аутсорсинговые компании – оплата труда в этом случае будет гораздо ниже. Фрилансерам можно поручить разовые задачи – например, наполнение сайта или рекламная акция в соцсетях.
Расходы на маркетинг
Какой бизнес приносит доход? Ответ – тот, о котором знают люди. Соответственно, одна из статей расходов любой компании – маркетинг и реклама. Вместе с тем, из-за неправильного использования этих инструментов затраты могут увеличиваться на 25-30%, поэтому и здесь требуется подробный анализ.
Ведение соцсетей должно быть не просто способом рассказать о продукте и рекламных акциях – необходимо выработать стратегию с уникальным предложением. Предварительно следует протестировать выбранные каналы с небольшим бюджетом, после чего выбрать наиболее эффективные.
Отдельное внимание следует уделить скидкам и акциям. Нужно понимать, успешны ли они и приносят ли бизнесу доход: посчитать средний чек, высчитать прибыль и сравнить ее с расходами на кампанию.
Оптимизация налоговой нагрузки
Учет расходов для бизнеса обязательно включает налоги, причем эту статью тоже можно оптимизировать. Речь идет не о незаконных схемах – просто предприниматели-новички не всегда знают, какой налоговый режим будет более выгодным. Все зависит от региона, годового дохода и вида деятельности. Например, в некоторых случаях патентная система может быть менее затратной, чем упрощенная система налогообложения.
Кроме того, существует вариант дробления предприятия – он вполне легален и разрешен Верховным арбитражным судом. Главное, чтобы шаг был оправданным, и структуры компании работали независимо с собственным штатом. Найти способ оптимизации налоговой нагрузки возможно – для этого необходимо проанализировать эту статью и почитать законы, а при необходимости обратиться к специалистам.
Использование всех возможностей экономии
Для снижения затрат необходимо использовать любые возможности экономии. Так, существует множество способов цифровизации и автоматизации бизнеса, которые повышают его эффективность. Например, сервис для организации командировок позволяет подобрать самые дешевые билеты и отели, а также помогает в оформлении бухгалтерской отчетности.
Второй доступный каждому предпринимателю вариант экономии касается обустройства офиса и производственных помещений. Чтобы снизить статью расходов, стоит обратить внимание на бывшую в употреблении мебель и оборудование. Это хорошее решение для бизнесменов, которые открывают кафе, пекарни, хостелы и т.д., то есть для идей, где львиная доля бюджета идет на приобретение техники. Предложения можно найти на Р2Р площадках вроде «Авито» или на специализированных ресурсах для предпринимателей.
Доходы и расходы бизнеса, а точнее сокращение затрат и увеличение прибыли – ключевая цель любого предприятия. Во времена кризиса эти задачи могут показаться слишком сложными, но грамотный подход и эффективная команда смогут преодолеть все трудности.